Хакеры научились подчинять себе автомобили. Впрочем, пока в качестве компьютерных взломщиков выступили американские ученые. Они утверждают, что влезть в электронные мозги машины не так уж и сложно. К чему может привести хакерство автомобилей, разбирался корреспондент радио "Вести ФМ"Сергей Гололобов.

Гололобов: Впервые взлом электроники автомобиля осуществили ученые из Вашингтона и Калифорнии. Через диагностический разъем они подсоединились к бортовому компьютеру и запустили вредоносную программу CarShark. Эта программа может глушить двигатель, блокировать двери, нагнетать горячий воздух в салон и доставлять другие неприятности водителю. При этом, чем дороже автомобиль, тем больше в нем электроники, и тем уязвимее она для хакерской атаки, - считает независимый эксперт Михаил Генин.Генин: Появились компьютеры, которые управляют всем в машине, особенно в дорогих моделях, которые даже по кнопке двигатель запускают, и без компьютеров в машине ничего не делается. Соответственно, в этом компьютере можно как-то что-то накрутить.

Гололобов: Другое дело, у разных автопроизводителей разные операционные системы. И это не Windows и не Linux. Каждый делает свой софт. А это автоматически усложняет компьютерный взлом, отмечает Михаил Генин.

Генин: Поэтому какого-то вируса для каждой машины бояться не стоит. Так, для каждой марки придется какие-то свои штуки вредоносные писать. Достаточно большая работа, и вряд ли кто-то это будет делать. Так, какие-то любители попробовали что-то сделать, но не более того. Я думаю, что CarShark и все прочие штуки - это мифы больше интернетовские. Так что, я думаю, для реальных пользователей даже очень умных машин, на данный момент опасности никакой нет.

Гололобов: Кроме того, чтобы подсоединиться к диагностическому разъему, нужно попасть в салон автомобиля, а раз злоумышленник туда влез, то ему проще угнать автомобиль, чем заниматься хакерством, полагают эксперты... Другим путем пошли ученые Рутгерского университета и Университета Южной Каролины. Они доказали, что хакерскую атаку на машину можно произвести дистанционно, и даже в момент его движения. Сделали это они через датчики давления шин. Эти датчики используют радиочастоты для передачи информации. Как утверждают экспериментаторы, при помощи этого сигнала им удалось отслеживать транспортные средства и вмешиваться в их работу. Российские эксперты скептически относятся к этой информации. Ничего серьезного через датчик давления шин внедрить в блок электронного управления автомобиля невозможно, считает обозреватель журнала "Авторевю" Константин Сорокин.

Сорокин: Там используется сигнал на частоте 433 МГГЦ, который передается от датчика в колесе на некое приемное устройство, которое интегрировано чаще всего в переднюю панель. И это односторонняя передача, и идет аналоговый нешифрованный сигнал, очень короткая посылка. И даже если каким-то образом этот канал будет подавлен, ну, загорится лампочка "неисправность", и что? Автомобиль будет продолжать ехать, причем здесь хакеры-то?

Гололобов: Впрочем, все может измениться через лет пять-десять. Когда электроники в автомобилях станет еще больше, когда их компьютеры станут собирать информацию по большей части не по проводам, а по радиоканалам, и когда, наконец, программное обеспечение автомобилей будет унифицировано, т.е. появится какой-нибудь автомобильный Windows. Вот тогда, прогнозируют эксперты, автомобильное хакерство станет реальностью.